суббота, 30 августа 2008 г.




ПОД ОСЕННИМ СОЛНЦЕМ АФРИКИ.

Встреча с Африкой для меня всегда что-то особенное. Земля африканская полна чудес. Она – другая планета. Другой мир. Другая цивилизация. И всегда хочется возвращаться туда вновь и вновь, чтобы увидеть что-то новое, неведомое, чтобы хоть краешком глаза, хоть проезжая мимо, выхватить из пейзажа африканского «свою» картинку – ту, что западёт глубоко в память...

С самого начала поездки происходила какая-то чехарда с авиарейсами. То, приехав в Шереметьево-2, через пятнадцать минут оказались на борту более раннего рейса во Франкфурт – предложили лететь им, потому что наш задерживался. То, во Франкфурте уже, наш рейс на Йоханнесбург отложили на три часа, и мы были в полной уверенности, что не успеваем на свой самолёт, на котором должны были лететь в Ливингстон, что в Замбии. Но мудрые юарцы посчитали, что им дешевле чуть придержать борт в Замбию, чем потом размещать и отправлять другими рейсами толпу опоздавших туристов. Так что, всё сложилось благополучно. И мы, наконец, вышли из самолёта в отчаянную мартовскую замбийскую жару!
Ливингстон расположен недалеко от границы трёх государств – Замбии, Зимбабве и Ботсваны. А поселиться мы должны были рядом со знаменитыми водопадами Виктория в Зимбабве – на зимбабвийской стороне находится их основная часть.
Мы пересекли границу, не выходя из минивэна, – даже нашего присутствия не потребовалось на паспортном контроле! Водитель с нашими документами ненадолго забежал в сельпоподобное здание таможни, и мы двинулись дальше…
Лавируя между огромным количеством гигантских гружёных грузовиков, ожидавших разрешения на въезд-выезд, наш микроавтобус медленно двигался по дороге. Заморосил слепой дождь. Переглянулись недоумённо. Но тут всё стало понятно: въезжаем на мост через Замбези, с которого открылся фантастический вид на Викторию! Зрелище падающей воды дополняли огромные радуги, призрачно реющие над ущельем в туче брызг. Разинув рты, глазели на это великолепие, я даже попыталась что-то снимать. Но водитель, смеясь, заверил нас, что там, куда мы едем, виды водопада будут ещё более завораживающие.
Отель, в котором остановились, оказался просто замечательным! Мы, наскоро переодевшись в шорты-майки, прихватив аппаратуру, помчались к заветному водопадному заповеднику. Солнце шло на закат.


До закрытия входа на водопадную территорию оставалось около полутора часов. Мы второпях даже не подумали о том, что нам могут пригодиться зонт или дождевики… Оказалось, напрасно! В марте сезон дождей только заканчивается, и реки после обильных дождей переполнены водой. А в этом году количество осадков выпавших было просто катастрофическим! В феврале Замбия и Мозамбик пострадали от сильнейшего наводнения – Замбези просто-таки не справлялась с транспортировкой воды в Индийский океан... В общем, водопад Виктория предстал во всей красе!!! Вода срывается со стометровой высоты в ущелье. На местном наречии Викторию называют Mosi-oa-Tunya, что означает «дым, который гремит». Да, шум стоит невообразимый! Обилие падающей воды создаёт над окрестностями облака брызг – как будто идёт вечный дождь! Надо ли говорить, что мы промокли до нитки через пять минут прогулки вдоль водопада! Пришлось срочно ретироваться, ибо была реальная угроза «утопить» фотоаппарат. Но немного кадров с точек, где не так отчаянно дождило, я таки успела сделать! Огромные радуги от преломляющихся в водяной завесе лучей заходящего солнца просто нельзя было оставить без внимания!


На обратном пути познакомились с местным рейнджером, любезно проводившим нас до смотровой площадки над каньоном, по которому течёт Замбези. Место красивейшее! Бурная вода несётся по ущелью и резко поворачивает на 180 градусов! Вдалеке видно облако брызг, действительно напоминающих дым – там водопад. И знаменитый железнодорожный мост Виктория Фолз вовсе не портит пейзажа, а даже вносит в него некоторую пикантность.


Над пропастью натянуто множество тросов, по которым, пристегнувшись ремнями накрепко, можно пролететь над рекой. Аттракцион не для слабонервных!
На следующее утро ещё раз навестили водопад. На этот раз запаслись дождевиками, зонтом и полотенцами для просушки камер.
Грандиозное зрелище! Мы прошли вдоль Виктории до самой границы с Замбией.


Это больше километра. На протяжении этого километра обнаружили всего два мало-мальски сухих (там не было дождя) места, с которых можно было запечатлеть Викторию. К остальным видовым площадкам просто не сворачивали с основной дорожки, над которой дождило умеренно! А чем ближе к водопаду, тем сильнее ливень и ветер, им порождённые! Местами падающей воды и вовсе не видно из-за тучи брызг! Словно проходишь сквозь дождевое облако, ревущее и клокочущее – аж жутко становится: идёшь вникуда и ниоткуда…


Конечно, приехав в Зимбабве на пару месяцев позже – в сухой сезон, мы бы увидели совсем иную картину, и к водопаду можно было бы подобраться в любом месте, но своя прелесть в супер полноводности есть, несомненно! Такая мощь в извержении водном! Такая потрясающая энергия! Ощущение конца света пополам с безумным восторгом! Жаль, не довелось на вертолёте полетать над Викторией – слишком много народу жаждет того же, слишком мало времени было у нас в Зимбабве…
А уже на следующий день мы переехали в Ботсвану – в национальный парк Чобе, где на четыре дня поселились в палаточном лодже. Из постояльцев, кроме нас, в отеле была ещё всего лишь пара американцев. Перед палатками натянута проволочная изгородь, за палатками – довольно высокий забор из брёвен – защита, вроде как, от диких зверушек. Обследовала окрестности. В результате обнаружила, что с боков лагерь не имеет ни ворот, ни вообще какой-либо загородки. Вот такие вот иллюзии! А зверья вокруг бродило видимо-невидимо! И бабуины, и слоны, и антилопы…
По утрам мы ехали на реку Чобе, садились на кораблик и плыли вдоль берега и островков, наблюдая за птицами, охотящимися на рыбу, и животными, приходящими на водопой. А так же за бегемотами, нежившимися на мелководье, и за крокодилами, поджидавшими добычу.


Довелось увидеть, как небольшой крокодильчик молниеносно сцапал беспечно разгуливавшую по берегу птаху и в два приёма заглотил её – даже перьев не осталось… Африка… Пейзажи речные ботсванские от волжских мало, чем отличаются. Разве что пальма порой где-нибудь вдруг мелькнёт.
По вечерам же отправлялись на сафари по национальному парку. Пока доезжали до него, встречали массу свободно разгуливавших вдоль дороги слонов и бородавочников. Ботсвана – просто-таки страна-заповедник!
Видели, как дрались два сокола. Они разлетались в разные стороны, а затем стремительно неслись друг на друга! Сталкивались, падали вниз, сцепившись, кувыркаясь в воздухе. Вновь взмывали ввысь, умудряясь не грохнуться на землю! Снова разлетались, снова мчались друг на друга…Обалденное зрелище! Жаль телевичок мой всего лишь 400…
Любопытно было наблюдать за стадом антилоп куду, что мирно паслось у дороги. А рядом сидел задумчивый бабуин, что одинокий пастух, и «сторожил» их!


Внезапно куду заволновались, начали боязливо озираться. И лишь через минуту мы увидели на горизонте толпу надвигающихся бабуинов! Видимо, соседство не из приятных, ибо антилопы поспешили убраться восвояси. А бабуины… Ну, обезьяны – они и есть обезьяны!
Молодых самцов бегемотов снимала, что очень забавно боролись друг с дружкой.
Ранним утром прямо у нашей палатки яркая птаха воевала с гигантским тараканом!


Бой длился минут пять. Победила птичка, утащив оглушённое усатое чудище себе на завтрак…
Но самый запомнившийся момент был в мой день рождения! Остановились у реки, вышли из джипа ноги размять. Побрела к краю обрыва закат снимать, но мне тут же стало не до заката – увидела огромное количество бабочек, устраивавшихся на ночлег. Они коллективно оккупировали цветочные бутоны, образуя какие-то фантастические ярчайшие бабочко-цветы! Хрупкие стебельки не выдерживали веса скопища мотыльков, гнулись, а бабочки, пугаясь движения, кидались врассыпную, но затем снова пытались примоститься туда же!


Я, естественно, полезла снимать это удивительное феерическое столпотворение по практически отвесному склону! Меня еле утащили с этого места – за минуту до закрытия успели-таки выехать за ворота парка, избежав штрафа!
Очень порадовало тёплое отношение хозяев отеля. В мой день рождения они устроили вечеринку в африканском стиле! Пригласили музыкантов-ксилофонистов. Вытащили столики из ресторана на поляну, зажгли костёр и крошечные светильнички на столах. Наготовили потрясающе вкусной – острой и пряной – африканской еды. Презентовали мне торт и бутылку шампанского… И как по заказу на водопой к маленькому озерцу прямо напротив нас пришла семейка слонов! Во всём этом была какая-то мистика – бархатное небо над головой, мерцавшее незнакомыми созвездьями, тихая этническая музыка, терпкий запах дыма, стрекот невидимых насекомых, довольное фырканье утолявших жажду слонов, легкий теплый ветер в кронах акаций, причудливые тени на отдыхавшей от зноя земле…
А на следующее утро мы покинули гостеприимную Ботсвану, чтобы продолжить своё путешествие по сказочно красивой Африке, в которую очень хочется возвращаться вновь и вновь…

"Огни аэропорта" июнь 2007г.

---------------------------------------------------------------------------------




НЕМНОЖКО КЕЙПТАУНСКОЙ ОСЕНИ.


Как красиво!!!! Какие краски!!! Какая экзотика!!! Я стою на берегу океана и просто сгораю от восторга! Ярко светит солнце, ветра почти нет, небо причудливо расписано перистыми облаками, лазурный океан лениво разбивает волны о гигантские валуны, берег устлан какими-то «реликтовыми» цветами и травами вперемешку со свитками высохших водорослей, а всего метрах в трёх от меня бродит парочка задумчивых страусов…

С чего начался Кейптаун? Наверное, с Йоханнесбурга… А точнее – с йоханнесбургского аэропорта. А ещё точнее – с потрясающей красоты заката: по розовому небу плыли редкие очень длинные и тонкие облака ярко малинового цвета, а горизонт бордово-пурпурно-оранжево полыхал, предвещая ветреную погоду. И мы летели в самолёте вслед за заходящим светилом, но так и не догнали его – оно очень торопилось подарить кому-то там за горизонтом свет и тепло…
Кейптаун. Какой он? Увиделся большим и светлым. Много воздуха. Тысячи чаек, оголтело мечущихся над городом с громкими криками даже ночью. В порту живут морские львы.


Спят себе на пирсах, плещутся в водице морской или, совсем уж освоившись, отправляются путешествовать по набережной, порыкивая на прохожих – так, для острастки. Набережная королевы Виктории и принца Альфреда – пожалуй, самое оживлённое место Кейптауна. Десятки ресторанов и кафе, шикарные магазины, роскошные яхты, уличные музыканты, шумные толпы гуляющих туристов и кейптаунцев. Мы стали свидетелями съемок эпизода какого-то фильма. Разодетая в яркие наряды массовка, радостно размахивавшая шариками-фонариками, изображала карнавальное шествие на протяжении где-то 5 часов. Мы успели пообедать, несколько раз пройтись туда-сюда по набережной, посетить кучу магазинов, послушать местный джаз банд, а ряженые бедолаги всё ходили туда-сюда, изображая радость, под палящим солнцем …
Удивительной красоты горы окружают Кейптаун и вносят пикантную нотку в городской пейзаж. Представьте себе ясный безоблачный день, бездонную небесную синеву, чёткие линии окружающих предметов и потрясающую прозрачность воздуха, а над горами тем временем клубятся живописные облака, медленно стекая с вершин и растворяясь бесследно – просто парогенератор какой-то, право! А со Столовой горы открывается незабываемая панорама Кейптауна и окрестностей. И океан, где-то на горизонте плавно перетекающий в небо...


В тот день, когда мы поднимались на гору, благодаря сильному ветру, над ней было идеально чистое небо!
Центр города красив и ухожен. Но он обычен, как всякий даунтаун. Одна же из изюминок Кейптауна – мусульманский район города. Раскрашенные во все цвета радуги дома, фрески на стенах арок, булыжные мостовые…


Всё как много-много лет назад, когда у мусульман был всего лишь один выходной день в году – на новый год. Потому и колеровались дома красками ярчайшими, чтобы скрасить жизнь трудовую беспросветную. Да весь год шились костюмы к празднику-выходному. По сей день сохранилась в мусульманском районе традиция выходить на улицы города в лучших красочных нарядах в первый день нового года.
Прекрасна осень в Южной Африке. Прохладные ночи и не по-осеннему жаркие солнечные дни. Всюду цветы. Удивительные краски. В провинции Западный Кейп множество винодельческих ферм. И, естественно, виноградники, виноградники...


Ярко зелёные сосны и трава, красная земля, синь неба, призрачные горы и бордово-жёлто-изумрудные бескрайние ряды аккуратно подвязанных лоз.
Время собирать виноград. Время дегустировать прекрасные южноафриканские вина...


Мыс Доброй Надежды. Название – на слуху с детства. Масса фантазий и придумок в голове про легендарное это место роилось. Как-то сурово мыс выглядел в фантазиях. Гиблым местом, мрачным. Но дорога к мысу оказалась живописнейшей. Останавливались множество раз – так притягательны пейзажи горные, и хотелось снимать и снимать! А уж когда подъехали к обрыву по-над океаном – дух захватило от вида открывшегося! Потом дорога плавно ушла под гору и вывела нас на океанский берег. Местами – пустынный, как в день сотворения мира. Местами – пестрящий зонтиками от солнца да яркими одёжками местных жителей, степенно прогуливавшихся по белоснежным пляжам или, сидя на нагретых солнцем камнях, созерцавших океанский прибой.


Местами… Ой! Страусы! Так необычно выглядели они на океанском берегу – огромные и ирреальные – прямо-таки динозавры!


Мыс Доброй Надежды. Место, где установлен большой щит, надпись на котором гласит: «CAPE OF GOOD HOPE. The most south-western point of the African continent», оказалось каменистым пляжем.




Все туристы норовят запечатлеться у щита на память. В тот день был сильный отлив, и подводные камни и некоторые из коварных рифов ушедшая вода явила взорам приехавших на мыс. Жаль, конечно, что не увидели бушующих, как правило, здесь волн – безветрие помешало…
А ещё в районе Кейптауна живут южноафриканские пингвины. Пляж, где они обитают, огорожен забором.


А ютятся пингвины взаперти не потому, что их охраняют, а потому, что люди от них отгородились! Эти нелетучие бестии повадились ходить к местным жителям в гости: нагло забираться в дома, петь там свои надрывные любовные песни и воровать еду, а также злобно кидаться на хозяев, пытающихся выставить непрошенных гостей за дверь..


Так что, проживают нынче капские пингвины в «резервации».
На каменных пустынных островах в Атлантике можно увидеть большие колонии морских львов, мирно соседствующих с бакланами и чайками. Мы подходили на кораблике к одному из таких островков. Десяток молодых львов тут же устремился в холодное бурное море и стал резвиться рядом с судном, весело выпрыгивая из воды.. На острове же шла обычная тюленья жизнь – кто-то спал, кто-то лениво чесался, кто-то шумно выяснял отношения, мешая спать и чесаться…


И всё это выглядело идиллически среди белопенного прибоя, солёных брызг и снующих туда сюда птиц.
Красиво, уютно, чисто, прекрасные дороги в Южной Африке. Но, все частные владения огорожены высокими прочными заборами, по верху которых натянута проволока, по которой течёт электрический ток...
У нас было всего четыре дня в Кейптауне. Я очень расстроилась, что не довелось съездить в Гансбэй, чтобы понырять с большими белыми акулами – очень сильно простыла. Но теперь есть повод вернуться в эти удивительные края и ещё раз проехать по так полюбившимся местам Капского полуострова, а потом уже навестить больших белых! А заодно увидеть китов, которые приходят в июне-июле к берегам Южной Африки…


"Огни аэропорта" май 2007г.

МАРТ 2007.

Комментариев нет: