воскресенье, 31 августа 2008 г.


ВЕСЁЛЫЕ ПРАЗДНИКИ НА ВЕСЁЛОМ ОСТРОВЕ.


Вообще-то, встречать Новый год я люблю дома. Чтобы – елка, куча родных и друзей, гусь с яблоками, а за окошком – снег… Но вот однажды, еще в прошлом веке, мы с супругом решили таки провести новогодние каникулы в стране, где снег может присниться только в кошмарном сне про апокалипсис – на Мальдивах!

Это была наша первая поездка в столь экзотическое место. А за плечами – пяток посещенных стран. Представьте себе бурный восторг заиндевевшего россиянина, попавшего из зимы в лето! А еще – ступившего с полтора часа болтавшегося в бурном море катера на белоснежный песок и сей же момент увидевшего задумчивого белого кролика, сидящего под мангровым кустом! Мгновенное впадение в глубокий транс! («Или мы попали в рай?!») Потом выяснилось, что кролик принадлежит кому-то из персонала отеля и выпущен на «вольные хлеба»! Дальше острова не убежит! И отдыхающим опять же забава!
В тот же памятный первый мальдивский вечер мы выползли из номера с целью исследования окрестностей и еще с порога узрели во все тех же мангровых кустах призрачный свет. Подкрались ближе и увидели пацаненка, сидящего за «ноутбуком», на мониторе которого мерцала карта звездного неба! Мы тупо перевели взоры на бархатное черное мальдивское небо, усеянное мириадами ярчайших звезд, и впали в еще больший транс! С глупо-счастливыми улыбками на лицах побрели вдоль кромки воды, невольно вторгаясь в суетливую ночную жизнь песчаных крабов. Где-то через 15 минут поняли, что призрачное сияние в мангровых кустах мы уже видели! Оказалось, что остров обойден! С подветренной стороны ворчал царапающийся о невидимую во мраке кромку рифа океан, над головой скользили фантасмагорические тени летучих собак, сонно перешептывались кокосовые пальмы, было тепло и безмерно счастливо.
А утром на ресепшн привезли ЕЛКУ!!! Это вызвало ажиотаж среди работников отеля: ведь такое важное мероприятие предстоит – установить ее, а затем украсить! Когда к обеду мы вышли из лазурных, полных жизни вод Индийского океана, елка уже стояла в баре вся в шариках-фонариках! Кстати о фонариках. Аборигены мальдивские питают недюжинную страсть к иллюминации. В течение трех дней они под чутким руководством электрика развешивали километры гирлянд по всему острову, методично опутывая ими всякое попадавшееся под руку растение. (Да уж! Для островного электрика эти три дня явились, пожалуй, самыми напряженными рабочими днями в году, ибо, по нашим наблюдениям, основными «обязанностями» его были катание на виндсерфинге, игра в пинг-понг или лежание в гамаке и созерцание океана.) Когда же им удалось еще и зажечь эту красоту, по острову прокатился победный клич! Оказывается, по количеству лампочек на единицу площади наш остров Фан (Fun island) – воистину Веселый остров – оказался впереди всего атолла!
После ужина мы традиционно отправлялись по длиннющим деревянным мосткам через лагуну к краю рифа, откуда, надо сказать, открывалась великолепная панорама острова, кормить рыб. В день пуска в эксплуатацию фонариков Фан преобразился. Он переливался так, будто тысячи безумных светлячков устроили на нем слет! Остров был готов к встрече Рождества и Нового года.
За повседневными «заботами» (поплавать в океане, поваляться на солнышке, поесть, поспать…) Рождество подкралось незаметно. Канун католического Рождества выдался жаркий и ленивый. Был праздничный ужин за столиками, накрытыми прямо на пляже под пальмами и ожидание полуночи. Народ толпился в баре и налегал на горячительные напитки. Когда же отдыхающие обрели состояние легкой эйфории и исполнились любовью ко всему человечеству, а счет времени был потерян, со стороны лагуны донесся рокот и замаячил свет. Разноязыкое многоголосье в одночасье смолкло: народ насторожился и начал пристально вглядываться во мглу. Рокот нарастал, свет становился ярче. И вот, на приличной скорости из воды на песок вылетел скутер, оседланный … Санта Клаусом, державшим в руке полыхающий факел!!! Толпа издала изумленно-облегченный вздох и разом загалдела. А босоногий Санта Клаус подхватил свой объемистый мешок и отправился одаривать собравшихся! Вот это был сюрприз!!! Лично меня порадовали крошечной шоколадкой, которую мы тут же по братски поделили с супругом, коему подарка почему-то не досталось! А потом, когда Санта опустошил мешок и, зацелованный и изрядно помятый бурными объятьями, утирая пот бородой, вновь взгромоздился на скутер и умчался восвояси, приключилась дискотека до утра, на которую мы не остались, а отправились бродить по острову, а потом ушли по мосткам далеко в океан. У ног плескалась вода, а ветер весело играл в салочки с дискотечной музыкой, которая, то убегая от него, то догоняя, то затихала, то становилась неприлично громкой. Легли навзничь на понтон и долго глазели в безоблачно-звездное мальдивское небо, где Большая Медведица «живет» практически на горизонте и таки больше напоминает Ковш – щедрый и бездонный, из которого и проистекает Мировой Океан…
Традиционные развлечения на Мальдивах – дайвинг, рыбалка да поездка по островам. Вот, пожалуй, и все. Мы решили приобщиться ко всему, что предлагалось.
Во-первых, съездили на ночную рыбалку. Весело провели время, но ничегошеньки не поймали! Какой же дурак нам рыбные места выдавать будет?! Да и вообще, ежели каждый желающий начнет рыбу таскать, то, что мальдивцам-то останется?!
Во-вторых, я, увещеваемая супругом – подводником с солидным стажем, впервые залезла под воду с аквалангом и ощутила себя там, простите за каламбур, аки рыба в воде. Кстати, тогда же (с крошечной «мыльницей»-амфибией марки Canon, которая умерла на четвертой пленке) впервые выступила в роли подводного фотографа. И так мне это дело понравилось! Остановиться не могу! Нырять и снимать под водой – сущее «наркоманство»!
В-третьих, мы совершили вояж по островам. Первый остров, к которому пристала наша дони, был обитаем коренным населением и являл собой рыбацкую деревушку на отдельно взятом куске суши. Теплота и наивность, царящая на острове, впечатлила. К высыпавшим на берег туристам тут же подлетела стайка ребятишек. Ну, думаем, сейчас попрошайничать станут, как в Египте! Ан нет! Ко мне робко подошла крошечная барышня и протянула ручонку, как бы приветствуя. Я протянула руку в ответ. А юная леди разжала кулачок, и на мою ладонь легла удивительной красоты ракушка! Я опешила. «Это мне?!» - спрашиваю жестами. Она радостно-смущенно закивала, развернулась и умчалась вприпрыжку по своим девчачьим делам. Удивительный мир! Удивительные люди! Волшебные подарки! А потом были барбекю на необитаемом острове и два туристических острова-отеля. Утомленные солнцем и полные впечатлений вернулись на Фан уже на закате. Открываем дверь номера, и нас обволакивает вожделенная прохлада, насыщенная дурманящим запахом тропических цветов! Боже! Да у нас же сегодня годовщина свадьбы! А мой обожаемый супруг сделал мне сюрприз. Наш номер украсили чудесными душистыми цветами, а в ресторане затейливо оформили заказанный столик. Это было потрясающе!
Но на этом сюрпризы не закончились! Менеджер отеля Али, с которым Дима общался на тему годовщины нашей свадьбы, очень к нам проникся. И предложил нам встречать Новый год на пятизвездочном Райском острове (Paradise island). Причем без всякой за то доплаты! Мы, естественно, согласились. Быстро собрали вещички и отбыли к «новому месту дислокации».
Остров оказался большим, ухоженным, заасфальтированным, с разбитыми клумбами, роскошными водными бунгало, нарядными номерами с душем под открытым небом. Но, на наш взгляд, наведя лоск, хозяева начисто лишили Райский остров его первозданности и привлекательности. Мальдивы на то и Мальдивы, чтобы спасаться там от урбанистического кошмара! (Но это сугубо наше мнение.) Зато легче было настроиться на скорый отъезд! Да и Новый год на Парадайзе праздновался с размахом! Ресторан был украшен просто фантастически! Повара расстарались! Каждый стол с кушаньями венчала скульптура из…маргарина! Они умудрились соорудить даже маргариновый водопад! А десертный угол привлекал внимание огромными шоколадными фламинго! В общем, был пир на весь мир! Попробовать все яства даже по чуть-чуть не представлялось возможным – мы бы просто лопнули от обжорства! Поэтому, почувствовав, что начинаем объедаться, в ресторане решили не задерживаться! Поснимав маргариновое великолепие, вернулись в номер чуть передохнуть перед встречей Нового года. Включили телевизор (в первый раз за две недели!). Единственный канал на русском языке транслировал «Поле чудес». Но изображение и звук были явно из разных опер. На экране бодро вещал Леонид Аркадьевич, а звуковой ряд от какой-то радиостанции был следующий: «Ва-а-а- лен-ки, ва-лен-ки-и! Ой, да не подшиты, стареньки…». От души повеселились и, ближе к полуночи, отправились праздновать.
В танцзале гремела музыка – приглашенная популярная Мальдивская группа воодушевленно лабала англоязычные хиты. Народ уже вовсю танцевал, нестройно подпевая. Загадочно мерцала елка. Взволнованно колыхалась повсеместно развешенная мишура. Было легко и радостно, но вместе с тем немного грустно из-за предстоящего отъезда.
Это была, пожалуй, самая странно-необычная в нашей жизни встреча Нового года! В компании семейной пары из Питера, с которой случайно оказались за одним столом в баре у бассейна. И начали взахлеб общаться! Они только прилетели на Мальдивы, а мы уже перешли в ранг «старожилов». Делились впечатлениями, пили шампанское за Мальдивский, Самарский, Питерский Новый год и за то, что есть на земле это маленькое чудо – Мальдивские острова, и за то, что, когда одолеет зимняя депрессия, можно сесть в самолет и всего через 8 часов оказаться в летней сказке!


Декабрь 1995г.- январь 1996г.

"Огни аэропорта" декабрь 2005г.


---------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------




МАЛЕНЬКИЙ РАССКАЗ О БОЛЬШОМ ПУТЕШЕСТВИИ

или КАК МЫ ОТКРЫВАЛИ МАЛЬДИВЫ


Помню совершенно фантастическое ощущение счастья от присутствия здесь и сейчас: мы идем на яхте на хорошей скорости мимо райских необитаемых островов, в лицо летят соленые брызги, дует теплый ветер, то тут то там мелькают летучие рыбы, а затем появляется стая дельфинов и, играя, еще долго сопровождает нас! Угадайте с трех раз, где это было!? Правильно! На Мальдивах!

В конце октября 2000 года редактор подводного журнала «Октопус» предложил нам с супругом принять участие в авантюрном походе на яхте «Nouranee Queen» за экватор (от Мале до острова Ган) – понырять в местах доселе ненырянных! Мы – заядлые подводные фотографы, – естественно, предложение с восторгом приняли, покидали снарягу в чемоданы, затарились фотопленкой и отбыли в известном уже направлении (это была на то время наша вторая поездка на Мальдивский архипелаг).
Стоило взойти на борт яхты, на которой предстояло провести последующие 10 дней, как почувствовала, что меня начинает укачивать. Надо сказать, что среагировала мгновенно: просто приказала себе не обращать внимания на болтанку! И ведь помогло! Даже при переходе между атоллами Хаддуммати и Хувадху в самый жестокий шторм, когда мы в 4 часа утра чуть не слетели с кровати от бортовой качки, а все судно страшно скрипело, перепрыгивая с волны на волну, мое самочувствие было великолепным! В районе 7 утра, окончательно поняв, что заснуть не представляется возможным, я с супругом и еще человек 5 выползли в кают-компанию и начали требовать завтрак. Кок был изрядно поражен, но требование клиентов – закон! Чертыхаясь, периодически падая и роняя то кофейник, то тарелки с бутербродами, он таки подал нам немудрящую еду, которую мы тут же заглотили! И ничего! Хоть бы хны! (Это я о силе самовнушения.)
Первые погружения - на южном Мале атолле - оставили гнетущее впечатление: после прошедшего в 1998 г. вдоль Мальдивских островов Эль-ниньо, когда вода у поверхности прогрелась до губительных для коралловых полипов температур, полипы вымерли. Нарушился симбиоз. Яркие коралловые сады превратились в кладбище. А живые заросли начинались теперь на глубинах 20-25метров. Но, по мере продвижения на юг, вдруг обнаружили места, где «не ступала нога» Эль-ниньо - девственные чащи ярких кораллов покрывали макушки рифов! А еще представьте себе всю прелесть погружений там, где до вас ни один дайвер ластами не махал, и тогда поймете, в каком эйфорическом состоянии пребывали все нырялы, участвовавшие в походе!


Радовало обилие живности. Акулы, скаты, наполеоны, мурены и мелочь всех мыслимых и немыслимых расцветок окружали нас при каждом погружении. Фототехника не простаивала! Видели гигантскую стаю крупных рыб-попугаев – особей 400 одним махом! Под водой стоял та-акой хруст, когда они клевали кораллы! Довелось повстречать и запечатлеть на пленке леопардовую акулу.


А на Хувадху атолле лицезрели огромных и просто фантастических по красоте медуз, переливавшихся в свете фонарей всеми цветами радуги.


На яхте нас собралось 38 человек. Погружались двумя группами. 20 человек питерцев, среди которых практически не было опытных подводников, ныряли как японцы – «строем», ну, в смысле – очень организованно. А наша разношерстная группа, перед тем, как сигануть в воду, клятвенно заверяла дайвгида в том, что плывем все вместе, находимся под водой 45 минут и всплываем тоже все вместе! В итоге, каждый раз, уйдя в глубину, разбредались по своим делам: кто несся очень быстро вперед, пытаясь раньше всех увидеть какую-нибудь редкую особь, спугнуть ее, а затем рассказывать всем: «а чего мы ви-де-ли!»; кто ломился метров на 70-80 за неповторимыми впечатлениями от азотного опьянения; кто вдумчиво смаковал красоту каждого кораллового кустика и самозабвенно щелкал затвором фотокамер до полного «уничтожения» пленки… Надо ли говорить, что всплывали все там, где застанет окончание воздуха в баллоне. Нас с супругом подбирали практически всегда последними – воздух не экономим, но баллона хватает при хорошем раскладе минут на 70-80. Гид по кличке Масик (из местных, а прозвище получил за то, что безумно хорош собою, но очень маленького роста) как только ни пытался нас объединить, какими только посулами ни привлекал следовать за ним против течения, - наша команда не сдавалась и продолжала погружаться в «режиме» хаоса! Однажды нам пообещали просто феерический дайвинг с акулами! Якобы на острове, у которого состоится погружение, есть рыбоперерабатывающий завод, а труба, через которую происходит слив отходов производства, залегает под водой! На глубине 35 метров рыбьи потроха сбрасываются в океан, что привлекает полчища зубастых тварей, готовых пожировать на халяву! Мы впечатлились несказанно! Наконец-то! Стать свидетелем такого зрелища! Минут 15 плелись за гидом против течения, а, повстречав внушительную стаю скатов-орляков, даже не притормозили, надеясь на лучшее! Но когда нам навстречу выплыла мирно дрифтующая группа питерцев, поняли, что нас жестоко накололи, и тут же разбежались как тараканы…
Как-то Масик, когда мы уже сидели на доне в полной амуниции, заявил, что сейчас будет wreck dive(погружение на затонувший объект)! Да мало того – этих рэков тут целых три! В толпе началось смятение: «Гад! Не мог предупредить заранее – хоть бы фонари взяли!» Но гид вдруг пустился на поиски этих самых утопших посудин! Жара 35 градусов! А мы в гидрокостюмах (некоторые даже в «семерках»!) и при компенсаторах с баллонами, готовые к погружению на все сто! Поиски длились минут 25! Хорошо, что команда не владеет великим и могучим, а то бы международный конфликт мог случиться… Наконец, Масик издал вопль Тарзана, и мы ринулись в воду! Каково же было наше разочарование, когда на глубине метров 10 увидели нечто, отдаленно напоминающее то ли паровоз, то ли трактор, но никак не пароход! Правда, впечатление от увиденного скрасили два гигантских наполеона, круживших у рэка. Всплыв, подискутировали и пришли к заключению, что лежащие под водой останки, похоже, наш родной советский трактор! Просто наши люди долго ехали на нем по льду, а когда водка кончилась, обнаружили, что лед растаял... В общем, все утонули...
На необитаемом острове нашли жертву (?!) прогресса – рака-отшельника, который тащил на себе вместо ракушки некий пластиковый предмет, похожий на коробочку из-под фотопленки.


Хитрец явно проникся преимуществом легкого пластика перед тяжелой раковиной, ибо притом, что ёмкость уже явно был ему маловата, не спешил перебраться в большую ракушку!
В одно из ночных погружений на глубине 25 метров набрели на небольшой риф, в каждой нише которого спали морские обитатели: рыба-попугай в тесных объятьях четырех мурен, здоровенный иглобрюх, кузовок… Мы потревожили это странное сонное царство светом фонарей. Мурены начали нервничать и перетекать из «отсека» в «отсек». Попугай беспокойно переваливался с боку на бок, лишившись «поддержки». Иглобрюх недоуменно таращился, пытаясь вжаться в стену. А не менее удивленные дайверы, несмотря на течение, никак не хотели уплывать, а все кружили у рифа, заглядывая во все крошечные гротики, пытаясь обнаружить еще кого-нибудь! Пленки в фотоаппаратах кончились мгновенно!
Заякорились у одного из рыбацких островов, находящегося на Южном Хувадху атолле. Тут выяснилось, что это родина капитана и владельца яхты Адама. Естественно, мы посетили остров! Встречали нас просто как пришельцев из иных миров! Осыпали цветами, закормили бананами, кокосами и сладостями собственного приготовления, устроили концерт художественной самодеятельности! Смущенно улыбавшиеся, одетые во все самое лучшее детишки стайками кружили около и норовили коснуться каждого рукой! Чертовски трогательно!
Да и вообще, приятно чувствовать себя хоть чуточку первооткрывателем! Мы проделали достаточно долгий путь. Поныряли на атоллах Мале, Филидху, Мулаку, Хаддуммати, Хувадху, Адду. (После этого дайв-сафари в моем логбуке появилось еще 30 записей.) Дважды попадали в шторм. Пересекли экватор. Повидали настоящие Мальдивы! И только, когда, после последнего погружения, ступили на землю острова Ган, я поняла, что напоминаю себе выжатый лимон…

ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2000г.

"Огни аэропорта" №5 2004г.

Комментариев нет: